Иррациональные уравнения — это уравнения, в которых переменная находится под знаком корня.
В большинстве случаев в ходе решения иррациональное уравнение сводят к рациональному с помощью некоторых преобразований.
Чаще всего иррациональные уравнения решают с помощью возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень (возможно, несколько раз).
При возведении обеих частей уравнения в нечётную степень получаем уравнение, равносильное данному (на ОДЗ).
![]()
![]()
то есть
![]()
Пример 1,
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: -4; 2.
При возведении обеих частей уравнения в чётную степень могут появиться посторонние корни. Можно отсеивать их проверкой.
Другой подход — метод равносильных преобразований. При возведении обеих частей уравнения
![]()
в чётную степень получим уравнение, равносильное данному, при условии, что обе части уравнения неотрицательны.
![]()
по определению. Остаётся наложить условие g(x)≥0.
Таким образом,
![]()
В частности,
![]()
Пример 2.
![]()
Приведём уравнение к виду
![]()
![]()
При x≤5
![]()
![]()
![]()
Второй корень не удовлетворяет условию x≤5.
Ответ: 3.
Вообще говоря, если на некотором множестве f(x)≥0 и g(x)≥0, то на этом множестве
![]()
Рассмотрим уравнение вида
![]()
Так как
![]()
то и
![]()
Если a<0, уравнение не имеет корней, так как сумма неотрицательных чисел не может быть равной отрицательному числу.
Если a=0, то
![]()
так как сумма неотрицательных чисел равна нулю, если каждое слагаемое равно нулю.
Пример 3.
![]()
![]()
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[ \Leftrightarrow \left\{ \begin{array}{l} \left[ \begin{array}{l} {x_1} = - 5;\\ {x_2} = - 2; \end{array} \right.\\ \left[ \begin{array}{l} {x_1} = - 5;\\ {x_2} = 5; \end{array} \right. \end{array} \right. \Rightarrow x = - 5.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-f131be7c81310f45a27fc065976f68e4_l3.png)
Ответ: -5.
Если же a≥0, то можем возвести в квадрат обе части уравнения. Возведение в квадрат неотрицательных левой и правой частей уравнения не приведёт к появлению посторонних корней.
![]()
![]()
![]()
![]()
Получили уравнение уже знакомого вида.
Пример 4.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
При условии x≤4
![]()
![]()
![]()
Второй корень не удовлетворяет условию. x≤4.
Ответ: 2.
Рассмотрим уравнение вида
![]()
В левой части уравнения — разность корней. Если
![]()
то
![]()
Перенесем второе слагаемое в правую часть:
![]()
При a≥0 обе части уравнения неотрицательны, а значит, исходное уравнение равносильно уравнению
![]()
откуда
![]()
Получили уравнение вида (*).
Пример 5.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
и, при x≤9,
![]()
![]()
![]()
Второй корень не удовлетворяет условию x≤9.
Ответ: 1.
Рассмотрим уравнение вида
![]()
Обе части уравнения неотрицательны. При возведении в квадрат получим уравнение f(x)=g(x). Чтобы исключить появление посторонних корней, достаточно потребовать выполнение одного из условий: f(x)≥0 либо g(x)≥0 (выбираем, что проще). То есть
![Rendered by QuickLaTeX.com \[\sqrt {f(x)} = \sqrt {g(x)} \Leftrightarrow \left\{ \begin{array}{l} f(x) = g(x),\\ \left[ \begin{array}{l} f(x) \ge 0,\\ g(x) \ge 0. \end{array} \right. \end{array} \right.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-7f6d8b75482afad11fbb7db59ff59e45_l3.png)
Пример 6.
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[ \Leftrightarrow \left\{ \begin{array}{l} {\left( {\sqrt {{x^2} + 4x - 16} } \right)^2} = {\left( {\sqrt {2x - 1} } \right)^2},\\ 2x - 1 \ge 0, \end{array} \right.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-5feea295cc8fcdee16068d0b4c6f5a80_l3.png)
![]()
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[\left\{ \begin{array}{l} \left[ \begin{array}{l} {x_1} = 2,\\ {x_2} = - 5, \end{array} \right.\\ x \ge \frac{1}{2}, \end{array} \right. \Rightarrow x = 2.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-1a4b39d379034e1f5037c53476b07518_l3.png)
Ответ: 2.
Пример 7.
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[ \Leftrightarrow \left\{ \begin{array}{l} {\left( {\sqrt {x - 2 + 2\sqrt {x + 6} } } \right)^2} = {4^2},\\ x - 2 + 2\sqrt {x + 6} \ge 0,\\ x + 6 \ge 0. \end{array} \right.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-8f51ef43ab2189473239e7c5721a44e0_l3.png)
Не торопимся решать неравенства. Из первого условия следует
![]()
Поскольку
![]()
то второе условие выполнено, соответственно, это неравенство можно не решать. Далее,
![]()
![]()
![]()
Получаем, что
![]()
поэтому условие
![]()
также выполнено.
![]()
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[\left\{ \begin{array}{l} \left[ \begin{array}{l} {x_1} = 10,\\ {x_2} = 40, \end{array} \right.\\ x \le 18, \end{array} \right. \Rightarrow x = 10.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-d31baf99d1506c198e203e71c6f6ee9c_l3.png)
Ответ: 10.
Уравнения вида
![]()
можно решить с помощью замены переменной. Однако, можно обойтись и без введения новой переменной.
Область допустимых значений данного уравнения f(x)>0. Поэтому умножение обеих частей уравнения на √f(x) не ведёт к потере корней или появлению посторонних корней:
![]()
![]()
Получили уравнение вида (*).
Пример 8.
![]()
ОДЗ:6-x>0, x<6.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![Rendered by QuickLaTeX.com \[\left\{ \begin{array}{l} \left[ \begin{array}{l} {x_1} = - 10,\\ {x_2} = 2, \end{array} \right.\\ x \ge - 2, \end{array} \right. \Rightarrow x = 2.\]](https://www.algebraclass.ru/wp-content/ql-cache/quicklatex.com-62754d429198fe2a0ba690caaa1977a9_l3.png)
Ответ: 2.
Задания для самостоятельной работы:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()